Хроника войны. 16.04.1998. Расстрел группы инспекторов Генерального штаба

Xрoникa вoйны. 16.04.1998. Рaсстрeл группы инспeктoрoв Гeнeрaльнoгo штaбa

16 aпрeля 1998 гoдa нa дoрoгe нeпoдaлeку oт нaсeлeннoгo пунктa Бoльшoй Мaлгoбeк в Ингушeтии с зaсaды былa рaсстрeлянa группa инспeктoрoв Гeнeрaльнoгo штaбa. Рaсстрeлянa тaк лeгкo, игрaючи, чтo спeциaлисты тoлькo рукaми рaзвoдили. Истoрия нaчaлa быстрo oбрaстaть скaзoчными пoдрoбнoстями. Гoвoрили o прeдaтeльствe, o всeпрoникaющeй рaзвeдкe чeчeнцeв. Прaвдa, кaк oбычнo, oкaзaлaсь прoщe, жeстчe, злee.

Чeртoвa дюжинa

Инспeкция Гeнeрaльнoгo штaбa вo глaвe с нaчaльникoм Гeнштaбa гeнeрaлoм aрмии Квaшниным прибылa в Мoздoк 13 aпрeля. Кoмиссия дoлжнa былa прoвeрить бoeгoтoвнoсть и сoстoяниe снaбжeния пoдрaздeлeний рoссийскoй aрмии, дислoцирoвaнныx поблизости грaницы с Чeчнeй. Прибытиe кoмиссии в Мoздoк и ee плaны ширoкo oсвeщaлись в мeстныx срeдствax мaссoвoй инфoрмaции. Плaны кoмиссии бoлee дeтaльнo были извeстны в штaбe Врeмeннoй oбъeдинeннoй группировки и в штабе полочка, подразделения которого проверялись.

Удивительно, но ни одному с руководителей самого высокого уровня и в голову не пришло, аюшки? подразделения проверяемого полка находятся на позициях маловыгодный от хорошей жизни, что всему виной мятежная Южане под боком. Комиссия работала несколько дней, посещая позиции МСП, и в ходе сих поездок 24 офицера и генерала Генштаба охранялись пятью солдатами разведроты и их командиром.

Поездкой в Малгобек договор должна была завершить свою работу. Поскольку прежде проверяемого взводного опорного пункта от Моздока было 80 километров, экипаж запланировали на 8 утра. Весна на Кавказе характерна плотными туманами, особенно в утренние период. Именно таким и оказалось утро дня выезда.

Фикция была не более 10 метров, но последовательно стало проясняться, и поездку решили не откладывать. Кариатида построилась, как и в предыдущие дни: впереди – УАЗ-469 с офицерами и генералами, следом автобус на базе ГАЗ-66 с охраной и офицерами, замыкающим вторично УАЗ-469 с офицерами и генералами комиссии. Ни Вотан член комиссии не был вооружен даже пистолетом.

Огнище!

Из-за плохой видимости колонна двигалась со скоростью без- выше 30 км/ч. Разведчики в автобусе бдительно поглядывали точно по сторонам. Туман, который, как казалось вначале, рассеивался, в низинах и посереди сопками лежал плотной ватой. Видимость не превышала 15 метров. Предварительно конечной точки маршрута – взводного опорного пункта, подлежащего проверке, –оставалось 2–3 километра, рано ли пассажиры автобуса, который в это время огибал сопку, услышали хлопок, напоминающий на выстрел подствольника.

Из-за тумана поколение хлопка и удаление его определить было сложно, обаче он явился сигналом для усиления бдительности охраны и офицеров комиссии.

Чорбаджи разведчиков подал команду, и бойцы передернули затворы. Ремонтер на переднем сиденье автобуса спустя пару минут заметил в дороге людей в американском камуфляже, в масках и с оружием. Некто тут же оповестил об этом охрану. Центурион взвода, не мешкая, скомандовал: «Огонь!»

Туман помешал

Трое боевиков находились направо в 10–15 метрах от дороги. Они открыли горение по машинам, но им помешали два фактора.

Кайфовый-первых, туман скрадывал звук работающего двигателя. Одна нога здесь всего из-за этого появление в зоне видимости машин явилось угоду кому) них в какой-то степени неожиданностью, и они замешкались с открытием огня.

Вот-вторых, они промахнулись в выборе позиции. Боевики вели пальба по машинам снизу вверх, вдоль откоса, как требует определенных навыков стрельбы. Видимо, этих навыков у бандитов никак не было, и граната РПГ (хлопок!) ушла выше автобуса, верно и последующие выстрелы не все достигли цели.

Библиобус вслед за головным УАЗом увеличил скорость, отвечая огнем изо пяти стволов. Судя по тому, что в первом УАЗе в свой черед видели троих боевиков, но слева от дороги, горячность велся с двух сторон.

Однако первым двум машинам посчастливилось вырваться из зоны наиболее интенсивного огня, и стреляли боевики им в основном вдогонку. Об этом красноречиво говорит тот факт, который запасное колесо автобуса, висевшее сзади, было повально измочалено пулями.

В результате обстрела в автобусе было ранено трое москаль охраны. Офицеры начали оказывать им помощь, а трое, взяв автоматы раненых бойцов, открыли гефест. Отъехав от места засады, автобус свернул получи проселок, ведущий ко взводному опорному пункту, и остановился.

Странное намерение

Командир взвода, возглавлявший охрану, принял решение: пассажирам проститься автобус, рассредоточиться и, двигаясь цепью на расстоянии беспристр видимости справа и слева, следовать к позициям взводного опорного пункта (ВОП). Автобусик был отправлен вперед с задачей доставить раненых возьми ВОП и передать командованию, что комиссия подверглась нападению и следует выслать подкрепление.

Трудно сказать, какими соображениями руководствовался коммодор взвода, когда принимал такое необычное решение. Может жить(-быть, он опасался еще одной засады и таким образом решил застраховать от гибели своих подопечных? Тогда автобус и раненых дьявол отправил на верную гибель. Или он опасался преследования автобуса боевиками и, затем чтобы пресечь их действия, остался в арьергарде? Но раз уж на то пошло зачем были нужны офицеры, все вооружение которых составляли папки с документами?

Круглым счетом или иначе, и автобус, и офицеры Генштаба добрались раньше позиций ВОП без приключений и потерь. Офицеров поуже перед позициями опорного пункта встретил МТЛБ, выдвинувшийся к месту засады. Бойцы и золотопогонник охраны решили вернуться с ним к месту нападения.

Прочие, прибыв на позиции взвода и находясь в состоянии аффекта, сейчас (же) передали его бойцам. Пережив нападение из засады, офицеры полагали, как боевики обязательно предпримут штурм, пользуясь туманом и возможностью прийтись практически вплотную к позициям.

Однако штурм не начинался: точнее всего боевики не располагали для этого достаточными силами, а яко еще более вероятно, атака ВОП вообще никак не входила в их планы.

Кто на связи?

Прибывшие держи ВОП офицеры попытались связаться с объединенным блокпостом МВД, получи котором несли службу милиционеры Северной Осетии, Ингушетии и Дагестана, зато по проводным средствам связи это сделать невыгодный удалось.

Тогда решили выйти на связь в УКВ-диапазоне блокпоста. Ответили шабаш скоро. На вопрос офицеров, не попал ли к ним УАЗ-469 с офицерами, соответственно радиостанции дали положительный ответ, но сразу стали делать запрос. Ant. отвечать фамилии прибывших.

Это удивило и насторожило, поэтому корреспондента попросили познакомиться. На удивление офицеров Генштаба, они услышали, чисто с ними разговаривают сотрудники прокуратуры Малгобека.

Но с момента засады накануне выхода в эфир прошло минут десять, и сотрудники прокуратуры Малгобека возле самой высокой оперативности физически не могли бы явиться на блокпосту. Скорее всего на милицейской волне работали боевики, пытаясь выколотить информацию о результатах проведенной засады. Станцию отключили и стали не дождаться) дальнейшего развития событий, максимально усилив бдительность.

Предводительство прибывает

Спустя некоторое время прилетел вертолет и, сделав пируэт над взводным опорным пунктом, ушел в направлении места засады. После некоторое время, также на вертолете, прибыл управляющий СКВО. С несколькими офицерами инспекции он отправился к месту трагедии.

По мнению дороге они встретили возвращающийся МТЛБ. Разведчиков с охраны на нем не оказалось. По словам офицеров и берсальер, находившихся на броне тягача, они встретили общегражданский КамАЗ, и командир разведчиков решил, используя его наравне прикрытие, со своими бойцами незаметно для боевиков подвалить к ним.

По плану МТЛБ должен был шелохнуться на некотором удалении сзади и при необходимости обнаружить помощь разведчикам, сковавшим боем противника.

Однако вмале на МТЛБ услышали впереди в тумане очередь КПВТ, а спустя некоторое время натолкнулись на оцепление, которое было выставлено подразделением МВД. Ужотко их не пустили, и они решили вернуться. Ась? стало с КамАЗом и разведчиками, они не знали.

Несчастливый КамАЗ

Командование СКВО в район оцепления пропустили. В этом месте выяснилось, что недалеко от места, где рабочая группа попала в засаду, действовала маневренная группа МВД, которая, получив информацию о засаде боевиков, поспешила бери выручку. Прибыв на место, они обнаружили замыкающий колонну УАЗ и убитых пассажиров (заместителя комдива полковника С.Гречина и его водителя). Двинувшись в соответствии с дороге, они вдруг увидели появившийся из тумана КамАЗ с вооруженными людьми и, приняв их вслед боевиков, с ходу открыли огонь…

Не пострадал не более водитель КамАЗа, который чудом успел выскочить с кабины и укрыться за машиной. Командир взвода и его подчиненные с тяжелыми ранениями (КПВТ – сие не шутка!) были отправлены в госпиталь. Попытки гнать боевиков ни к чему не привели, да и риск. Ant. невозможность обнаружения небольшой группы в тумане была мизерная.

Угар они организовали либо пешком, используя складки местности, в сторону величина с Чечней, либо прибыв в район засады на машине и спрятав ее в одном-двух километрах через места засады, чтобы использовать после выполнения задачи.

В нужный момент, офицеры комиссии Генштаба наблюдали с позиций ВОП скоро после прибытия туда движение «Жигулей» белого цвета с Малгобека в сторону места засады по проселку симультанно главной дороге. Спустя некоторое время эта автомобиль вернулась в Малгобек.

Как потом выяснилось, впереди льющийся УАЗ, действительно проскочив поворот на ВОП, прибыл в благоволение блокпоста МВД, о чем его командование сообщило, связавшись со взводным опорным пунктом.

Домостроевский авось

Как случилось, что комиссия Генерального штаба России была без всяких последствий расстреляна малочисленной группой боевиков?

Главная причина – российская безалаберность. Караул была организована по старому принципу «авось и просто так сойдет». Никому из высоких начальников не вспомнились строки изо Боевого устава Сухопутных войск, где описывается походное охранение: руководящий дозор, тыловой дозор и т.д. Может быть, в полном объеме охранение и безграмотный требовалось, но и двигаться вблизи границ мятежной Чечни, делать за скольких в «Приарбатском округе», – верх безрассудства.

Напомним, как строится оберегание любого подвижного объекта. Впереди на удалении скажем 500 метров должен двигаться головной разведдозор, надо, как минимум, на БРДМ, и вести разведку маршрута. Вслед ним – транспорт с «большой комиссией», хоть на автобусах, так например на УАЗах.

Замыкать колонну должен тыловой разведдозор, недурно (бы) также на БТР или БРДМ. Часть охраны должна помещаться на броне и вести визуальную разведку маршрута, а отделение – находиться в транспорте комиссии.

Офицеров комиссии следовало вооружить, с целью они имели возможность обороняться, а не выступать в роли «баранов нате заклание». Все машины колонны должны быть радиофицированы, радиостанции должны нести труды и заботы в режиме дежурного приема на обусловленной заранее частоте. Возглавлять (команду) действиями дозоров и колонны должен командир подразделения, выделенного про охраны. Все изменения в графике движения (остановки, изменения маршрута) коновод комиссии должен согласовывать с ним.

При таком построении руководящий дозор мог бы своевременно обнаружить засаду и зайти с ней в бой. Машины же комиссии остались бы невредимыми.

Уроки Малгобека

Почему получилось под Малгобеком? Машины, которые везли командиров, ехали в полной мере безоружными в голове колонны и в замыкании. Когда первая попала около огонь засады, отсечь замыкающую машину от колонны и уничтожить сейчас не представляло труда, что, собственно, и случилось. Сарай же с охраной и офицерами шел в центре колонны.

Известное дело, в такой ситуации офицер и его подчиненные, которым было поручено глядеть высокую комиссию, сделали все, что в их силах, а читателю понятно, что в их силах было суффикс . Благодаря их усилиям меньше всего пострадали пассажиры автобуса. Средство сообщения в колонне была зрительная, что в условиях ограниченной видимости капля в море.

Другой урок состоит в том, что российское военное авторуководство то дует на воду, а то вдруг передает средствам массовой информации (а стало, абсолютно всем) информацию, носящую, как минимум, доверительный характер. Для чего освещать работу комиссии Генерального штаба в приграничном районе вдоль местному телевидению? Зачем со страниц газет осведомлять о маршрутах и сроках поездок?

Все, что военное руководитель России могло совершить для уничтожения комиссии своего Генерального штаба, оно совершило. Экстра-класс, что там еще кто-то остался в живых.

Того и жди получив начальную информацию о работе комиссии, боевики установили надзирательство и смогли выяснить, что охрана практически отсутствует, договор не вооружена, разведка маршрута при выдвижении невыгодный ведется. Надо было лишь уяснить, где и другой раз организовать засаду.

Выяснить это можно было, либо получив информацию изо агентурного источника в штабе Временной объединенной группировки в Моздоке, либо установив пригляд за комиссией и проследив направление движения колонны, а тоже зная объекты инспекции. Определив среднюю скорость движения, позволительно было вычислить время и место, где организовать засаду.

Остается последнее. Словно вывести туда группу, которая организует и проведет засаду?

Дозволяется предположить, что либо группа ждала комиссию, либо разведка, получив информацию о направлении движения и конечном пункте движения комиссии, сообщала ее группе, находившейся в повышенной военный готовности, группа или обогнала колонну и встретила в маршруте, или вышла из Чечни через Малгобек и организовала засаду близехонько от объекта инспекции.

Последнее, мне кажется, наипаче вероятным, так как, судя по свидетельству офицеров, секрет была подготовлена слабо. Обычно бьют сверху наземь, а здесь наоборот. Духи стояли вблизи дороги, безграмотный маскируясь и не заняв никаких позиций. Отчасти сие можно объяснить тем, что они планировали разбой на слабо вооруженную колонну.

Но можно вознамериться, что для подготовки у боевиков просто не было времени. Переоценка своих сил боевиками спасла практика многим офицерам комиссии.

Погибшие: в первом УАЗе – папаха-майор В.Прокопенко, в замыкающем УАЗе – полковник С. Гречин и его водила.

Раненые: в первом УАЗе – генерал-лейтенант Н.Мухин, полковник Бандура, тракторист. В автобусе – трое солдат.

Сергей Козлов. Журнал «Солдат удачи» № 9 / 1998 г.

Чеченская осада — Война в Чечне: видео, фото, документы, свидетельства

Comments are closed.