19 aвгустa 2002 г. 17 лeт сo дня уничтoжeния Ми-26 нaд Xaнкaлoй
Кaтaстрoфa Ми-26 в Чeчнe 19 aвгустa 2002 гoдa — сaмaя крупнaя aвиaкaтaстрoфa в истoрии рoссийскиx вooружённыx сил. Прoизoшлa изо-зa пoрaжeния вoeннo-трaнспoртнoгo вeртoлётa Ми-26 рaкeтoй с пeрeнoснoгo зeнитнoгo рaкeтнoгo кoмплeксa «Иглa».
Нa бoрту вылeтeвшeгo с Мoздoкa в Xaнкaлу вeртoлeтa Ми-26 нaxoдились 147 чeлoвeк, 5 изо кoтoрыx – члeны экипaжa, a oстaльныe – сoлдaты срoчнoй службы и кoнтрaктники, лeтeвшиe зaмeнить свoиx сoслуживцeв. Чтобы ниx вoйнa в Чeчнe зaкoнчилaсь, тaк и нe успeв нaчaться.
Примeрнo в 16:10 пo мoскoвскoму врeмeни вoeнный вeртoлeт Ми-26, кoтoрый пeрeвoзил рoссийскиx сoлдaт с фeдeрaльнoй группирoвки вoйск, вылeтeл из Мoздoкa.
В 16:54 oн ужe был в нeскoлькиx килoмeтрax oт aэрoдрoмa Xaнкaлы, зaxoдя нa пoсaдку. Нeoжидaннo нa высoтe oкoлo 200 мeтрoв пилoт вeртoлeтa услышaл xлoпoк, пoслe чeгo бoртoвыe систeмы oпoвeстили o вoзгoрaнии прaвoгo двигaтeля.
Oпaсaясь, чтo oгoнь пeрeкинeтся нa втoрoй oснoвнoй двигaтeль, кoмaндир экипaжa мaйoр Oлeг Бaтaнoв пoшeл нa снижeниe. Oн успeл сooбщить нa зeмлю o пожаре двигателя и заходе сверху вынужденную посадку. Сажать вертолет пришлось на минное нива, защищавшее базу в Ханкале от атак со стороны чеченских муджахедов.
До настоящего времени происходящее дальше стало для солдат страшным сном. Около аварийной посадке вертолет сел не на ноги, а ударился о землю хвостом. От взрыва своих мин, бери которые опустился вертолет, загорелись топливные баки. Российские солдаты, которые находились у дверей, успели вынырнуть до того, как вертолет загорелся, некоторые смогли выбиться через боковые и задние иллюминаторы.
Солдаты, пытавшиеся убежать через горящей машины, бросились в сторону жилых домов, и попали для минную полосу. Спасательная команда, прибывшая из Ханкалы, увидела страшную картину: тетушка, кто выбирался из горящей машины, подрывались получи минах. На помощь уже не спешили, оставалось легко наблюдать, как солдаты подрывались на минах .
Тех) пор (пока(мест) саперы проделали несколько проходов на минном фон, вертолет выгорел полностью, оставалось собирать тела мертвых и раненых . Народ расположенного поблизости поселка Мичурине говорили, что ни грохота через падения вертолета, ни взрыва никто не слышал: были в какой-нибудь месяц огромные клубы дыма.
19 августа стал страшным среди бела дня для русских солдат на месте погибли 117 индивид(уум) . Кто-то умер в результате падения, кто-так сгорел заживо, а кто-то подорвался на минах. В последующие время в больнице от полученных травм умерли еще 10 москаль.
В результате уничтожения Ми-26 число убитых достигло 127 действующих лиц. Все вертолетчики, включая майора Батанова, остались живы, потому что кабина пилотов была герметична и защищена броней.
Не хуже кого показали результаты проведенного расследования, в вертолет Ми-26 выстрелили с ПЗРК «Игла». Всего в подрыве вертолета участвовали 5 чеченских боевиков, которых интимно спонсировал Шамиль Басаев, в 2001 году выделивший хлеб на покупку восьми зенитно-ракетных комплексов «Игла». В Чечню, объединение версии следствия, оружие было доставлено через Грузию.
Материалы СМИ того времени:
Винтокрылый трудяга Ми-26 с первых месяцев своего появления в войсках точно был создан для того, чтобы каждый неприличный или штабной остряк упражнялся на нем в изобретении кличек. На правах обидно его только не обзывали: и «корова», и «крокодил», и «верблюд», и «горбатый», и пусть даже «бегемот».
Размеры у машины действительно внушительные, корреспонденты «КП», пару планирование назад возившие читательскую «гуманитарку» в Чечню, сами убедились, ась? это за махина. В сущности, летающий грузовой груда, куда запросто можно набить роту служивого народу.
Командиру экипажа Ми-26 майору Олегу Батанову должно было доставить из Моздока в чеченскую Ханкалу роту сухопутных бойцов и отгулявших отпускников. Набралось около 120 человек, в основном сменщики уже послуживших и повоевавших. Лету ото Моздока до Ханкалы не больше сорока минут. И «коридор» чаятельно был проверенный — внизу стояли свои войска.
Вплоть до Ханкалы оставалось с полдесятка километров, когда машину тряхнуло и повело в сторону. Батанов сообщил получи землю, что у него горит двигатель, и попросил разрешения сажаться. Земля дала «добро». Высота была около 200 метров. Такую махину аж самый опытный ас легко не посадит. Была бы «корова» ничтожный или с грузом, можно было рискнуть, но тутовник люди…
Гигантская раненая машина почти два с половиной километра тянула к земле в клубах пламени — пылал астралин, которого в баках было почти под завязку. Вслед эту «вторую» войну еще не было случая, с тем вертолет с такой массой шел на посадку получи одном двигателе. Очень похоже, что все сие очень скоро назовут подвигом. Для стопроцентной реализации командирского решения экипажу невыгодный хватило километра.
Батанов выжал из машины повально что мог — свирепо рычавший Ми-26 пытался сформировать хотя бы видимость посадки, чтобы не свалиться как сноп камнем на землю. Вертолет ударился о землю хвостом, далее брюхом, в утробе которого кувыркались люди. Во година удара о землю машина треснула, мощно плюхнул керосинчик. Дальше — ад. Крики о помощи, дым, безжалостный росплеск огня, страшный запах горящих тел…
Суп, что сделал экипаж (кроме Батанова, еще фошка человека), — выбил покореженную дверь и стал швырять деньги на ветер шокированных бойцов за борт. Но те, который были в середине и в конце салона, уже пылали живыми факелами. Их впоследствии насчитают 85. Спасти удалось 35 — 37 человек. Точных цифр держи момент подписания номера не знает никто.
Зато ранее абсолютно точно известно, что это самая крупная авиационная бедствие за обе чеченские кампании. Причина ЧП докол не установлена.
Рассматриваются две версии: самопроизвольное затухание старого двигателя и огневое воздействие с земли. Говорят, даже если среди мирных чеченцев есть два свидетеля, которые прошел слух видели след ракеты, выпущенной из ПЗРК (переносного зенитного ракетного комплекса). Же что было на самом деле, покажет продукт.
Реальность первой версии исключать тоже нельзя: сгоревшая вахта была порядочно изношена, из разряда тех, о которых ходят слухи, что она «из трех «вертушек» собрана». Амортизация вертолетов в Чечне уже такой, что каждый, кто именно поднимается в воздух, может смело считать себя смертником. Как много уже об этом говорим? Аж с 1994 годы. Политики и генералы сочувственно вздыхают. Министры плачутся — вышел денег. А трухлявые вертолеты продолжают валиться с неба.
Викторка БАРАНЕЦ: Тактико-технические характеристики вертолета Ми-26 Геликоптер Ми-26 армейской авиации Сухопутных войск — самый большой и грузоподъемный в мире. Предназначен для перевозки грузов в багажный кабине и на внешней подвеске, а также для десантирования личного состава и техники. Оснащен двумя турбовальными двигателями Д-136. Линейка — пять человек. Взлетная масса — 49 500 кг. Максимальная мощность — 20 тонн. Крейсерская скорость — 260 км/отрезок времени. Дальность полета с максимальной нагрузкой — 590 км. Вертушка оборудован рабочими местами для медперсонала и может получить 60 тяжелораненых. Выпускается в десантном, транспортном и санитарном вариантах. Для военном сленге получил прозвище «корова».
С МЕСТА ТРАГЕДИИ «Мы ждали свежего пополнения…» — Замкомандующего кто в отсутствии! — кричит помощник сквозь помехи на контуры. — Кто есть?.. Да никого ни хрена перевелся! Штаб пустой стоит, все уехали разбираться сверху место катастрофы… И так везде на базе Объединенной группировки в Ханкале.
О книга, что разбился Ми-26 из Моздока, на этом месте узнали не по взрыву (хотя вертолет упал в двух километрах ото базы), а по внезапно прекратившемуся кудахтанью его винтов.
Вдогонку уже были доклады с командного пункта авиации, вереницы «уазиков» и бронетехники, пожарные аппаратура. Трассу от Грозного до Гудермеса фактически перекрыли. Колесят до ней сейчас только правительственные да военные кортежи. Всё «висят» в небе вертолеты огневой поддержки Ми-24. Так и дело взлетают и садятся Ми-8: мертвых и раненых свозят в Ханкалинский лазарет не только по земле, но и по воздуху. А объяснение вокруг один — ждали свежего пополнения, а получили обгоревшие трупы…
Сернуля ГЕРАСИМЕНКО: Хроника вертолетных катастроф в Чечне за 2002 годик 27 января в восьми километрах от станицы Шелковская Ми-8 взорвался в воздухе. Кончено 14 человек, находившиеся на борту, погибли. В их числе замминистра внутренних дел РФ до Южному федеральному округу Михаил Рудченко.
3 февраля соседственный вертолет Ми-24 с тремя членами экипажа вылетел в деревня Тусхорой, чтобы доставить во Владикавказский госпиталь больных с Итум-Калинского погранотряда. Из-за плохой видимости стрекоза повернул назад, на подлете к Ханкале с ним пропала сношение. О судьбе экипажа до сих пор никаких данных.
7 февраля в Ханкале винтокрылая машина Ми-8 ВВС России при взлете потерял дирижировани, упал на землю и загорелся. Пять спецназовцев, спасатель и медик погибли. Причина крушения — технеисправность двигателя.
Шпрундель «КП»
Список пассажиров, находившихся на борту вертолета Ми-26, следовавшего 19 Гуся 2002 года по маршруту Моздок — Ханкала, погибших в результате его катастрофы (неважный (=маловажный) обнаруженных среди оставшихся в живых)
Подполковник Горбатенко О.М.
Подполковник Курачев В.А.
Подполковник Миллиятов Я.Г.
Подполковник Чернов А.А.
Майор Моисеев П.П.
Майор Пискунов А.А.
Майор Утинский А.В.
Ротмистр Брусницын А.В.
Капитан Волошин В.И.
Капитан Клименко С.Г.
Капитан Малышев А.А.
Третьего) ранга Петюк А.А.
Капитан Состин Р.В.
Ст. лейтенант Герасимов С.А.
Ст. летеха Кириллов М.В.
Ст. лейтенант Леонтьев С.Б.
Ст. лейтенант Масловский В.А.
Ст. литер Митрофанов В.В.
Ст. лейтенант Руненко Д.А.
Ст. лейтенант Сонин А.С.
Литер м/с Романов П.В.
Ст. прапорщик Бараковский А.В.
Ст. прапорщик Баранов В.Н.
Ст. хомут Булков В.И.
Ст. прапорщик Нессен П.Г.
Прапорщик Бондаренко В.Н.
Прапор Кирсанов Д.Н.
Прапорщик Матыцин В.В.
Прапорщик Робо В.В.
Прапорщик Самойлов А.А.
Пороха не выдумает Долгов С.А.
Рядовой Иванов С.Г.
Ефрейтор к/с Пушкарев А.Е.
Рядовой Наркевич А.Е.
Бригады) РА Лямина В.Т.
Рядовой Борисов Б.С.
Рядовой Бруяко И.Г.
Солдяга Вавилов А.А.
Рядовой Войтов З.М.
Рядовой Дошин Д.Ю.
Рядовой Дурнев А.Ю.
Пороха не выдумает Дьяков С.Ю.
Рядовой Ефремов В.А.
Рядовой Игитов В.В.
Рядовой Карпушин Д.В.
Ничем не примечательный Кодинцев М.А.
Рядовой Козлов Д.В.
Мл. сержант Крылов Д.В.
Мл. чауш Кузнецов Р.И.
Рядовой Купчинский Д.А.
Рядовой Магат Э.П.
Рядовой Молочишко Ю.И.
Рядовой Мухин В.А.
Рядовой Напалков В.М.
Рядовой Некипелов И.Н.
Пороха не выдумает Семенов В.Ю.
Рядовой Соловьев М.Н.
Рядовой Спирин А.А.
Рядовой Толмачев М.М.
Таких тринадцать на дюжину Третьяк И.И.
Рядовой Череванев А.И.
Рядовой Чипков Р.Н.
Мл. чауш Шапов М.А.
Мл. сержант Швалев А.В.
Рядовой Якимов А.Ю.
Обыкновенный Яковец А.М.
Рядовой Алиев Р.Т.
Рядовой Белопоменцев И.И.
Рядовой Воробьев М.Е.
Пороха не выдумает Компонец А.В.
Рядовой Крысин И.В.
Рядовой Назаров А.В.
Рядовой Непутин А.Н.
Непримечатель Попов Ф.Б.
Мл. сержант к/с Алагова Н.Г.
Сын Алагов З.О.
Предназначающийся РА Клименко Е.В.
Служащий РА Горюнов А.В.
Рядовой Багаутдинов Р.Г.
Солдат к/с Герман А.В.
Сержант к/с Косухин А.А.
Рядовой Никонов И.Н.
Рядовой Шафигуллин Р.Р.
Неруководящий Коршунов С.В.
Рядовой Харитонов В.Н.
Рядовой Буханов А.С.
Рядовой Комиссаров А.И.
Непримечатель Шмелев А.С.
Мл. сержант Уразгалиев М.К.
Рядовой Азербаев Д.А.
Каких сотни Алхимов С.В.
Рядовой Гафиатулин Ф.Р.
Рядовой Гончаренко А.С.
Рядовой Гончаров Д.С.
Нормальный Горбушов П.Ю.
Рядовой Грилев А.В.
Мл. сержант Киянов Р.Н.
Мл. лычка Нагибин А.С.
Мл. сержант Парышов А.В.
Рядовой Подоляк М.В.
Дюжинный Смирнов А.Е.
Мл. сержант Соловьев Е.Е.
Рядовой Степанов Р.А.
Каких сотни Сунцов К.В.
Рядовой Ширяев А.А.
Сержант Дульский Д.А.
Рядовой к/с Исмагилов Р.Р.
Заурядный к/с Разведов А.В.
Мл. сержант к/с Бакин А.А.
Рядовой Вафин Р.Р.
Заурядный Черкасов А.М.
Ефрейтор к/с Маслов И.Г.
Старшина к/с Родин А.С.
Рядовой Федосов С.П. (скончался в госпитале).
С идентификацией погибших равным образом предстоят сложности. По словам военных, многие тела во всю мочь обгорели, поэтому для их опознания потребуется минувшее. В Ханкалу уже вылетели четыре эксперта 124-й лаборатории Минобороны и лаборатории Северо-Кавказского военного округа (СКВО), которым предстоит работать этим вопросом.
Среди пассажиров, погибших в Чечне умереть и не встать время катастрофы военного вертолета Ми-26, было пятеро военнослужащих Сочинской бригады знакомства — подполковники Владимир Курачев, Олег Горбатенко, майор Алексюша Утинский, прапорщики Валерий Булков и Валентина Роба.
— Я сидел в хвосте вертолета,— рассказывает 24-холодный Марк Дьяченко, повар из ФАПСИ.— Нас после этого только двое осталось в живых. Наружу выбрался вследствие кабину, только слегка обгорел. Две женщины сидели сбочку, кажется, только одна выжила. Спасибо летчикам — по всем правилам искусства посадили «вертушку», иначе все угробились бы…
Ефрейтора Дьяченко там катастрофы доставили в Ханкалу с ожогами верхних дыхательных путей и травмой головы. Получай следующее утро перевели из реанимационной палаты в общую, а засим отправили в Ростов. От госпитализации в ожоговый центр Москвы, возьми чем настаивали врачи, он отказался.
В Ханкалу звание Дьяченко летел в компании с пятью сочинцами — все они были контрактниками и должны были заступить товарищей, отслуживших в Чечне два месяца. Подполковник Воля Курачев, подполковник Олег Горбатенко, майор Александр Утинский, старший констапель Валерий Булков, прапорщик Валентина Роба погибли.
У Валера Булкова, который в армии уже 33 года, пара сына служат офицерами в его же части.
Постоянно военнослужащие дружили семьями и часто вместе отдыхали. Новый раз шумной компанией выезжали на пикник в начале Гутя в Кавказские горы. Как всегда, делали шашлыки, играли в волейбол, пели песни. Век уговаривали Валентину Робу, которая работает заведующей столовой, поехать мясо, но та отшучивалась: «У меня фирменные блюда — голубцы и зафаршированный перец». «Получилось, в тот раз как так сказать попрощались со всеми»,— вспоминает ефрейтор.
Накипь пострадавшие до сих пор находятся в шоке. Записки о происшедшем у них весьма обрывочные.
— Летели… В воздухе взорвались…— говорит 20-раннелетний рядовой Степан Романов.— Вот, наверное, и все, что такое? могу вспомнить.
— Я уже во второй раз в Чечне. Летел суживать новый контракт,— рассказал 20-летний сержант Русланчик Халиков.— Потом яркая вспышка и пламя. Сильно обгорели шуршалки и ноги…
В госпитале скончался рядовой 20-го мотострелкового божница Сергей Федосов, ставший 115-й жертвой авиакатастрофы. Объединение словам врачей, он получил ранения, не совместимые с жизнью.
По образу рассказал корреспонденту Ъ начальник Центра анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии ростовского военного госпиталя Ледя Капитонов, у них на лечении находятся 25 изо 33 пострадавших при катастрофе. Самое тяжелое средства, по словам врачей, у рядового Владимира Хрущева, кто в реанимации. Сложное — у рядовых Сергея Бондаря, Александра Щербакова и Валюся Цыплятникова, а также у прапорщика Михаила Попова.
Участник бандгруппы, сбившей 19 Ава 2002 года над Ханкалой вертолет Ми-26 приговорен к пожизненному заключению, передает «Интерфакс». В результате теракта если на то пошло погибли 127 человек.
Приговор Докке Джантемирову был вынесен в четверток в Ростовском областном суде. Боевик признан виновным по части шести статьям УК РФ, в том числе 205-й («бандитизм»), 105-й («убийство»), 209-й («участие в вооруженной группе»).
Присутствие также принял постановление о выплате пострадавшим компенсаций в размере с 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Потерпевшие, что ни говорите, остались недовольны приговором в части удовлетворения своих исков.
Сообразно словам их представителя Андраника Абаджяна, скорей только (лишь), вердикт суда будет обжалован, так как иски к Минобороны РФ и Минфину Чечни оценка не удовлетворил. Кроме того, потерпевшие считают недостаточным уголовное) боевику и настаивают на смертной казни.
Источник «Делец»
Чеченская война — Война в Чечне: видео, фото, документы, свидетельства