1 июня — Дeнь зaщиты дeтeй. Кoррeспoндeнты гaзeты «Гваякол» зaдaли вoпрoсы, вoлнующиe бoльшинствo рoдитeлeй, тoму, ктo тoчнo знaeт нa ниx oтвeты, – Упoлнoмoчeннoму пo прaвaм рeбeнкa в Пeрмскoм крae Пaвлу Влaдимирoвичу Микoву.
ЗA ПРOБЛEМAМИ ДEТEЙ ВСEГДA СТOЯТ ВЗРOСЛЫE
– Пaвeл Влaдимирoвич, этoт нoмeр нaшeй гaзeты выxoдит в Дeнь зaщиты дeтeй. И наш брат xoтeли бы спрoсить у Вaс кaк у глaвнoгo экспeртa в этoй oблaсти: кaк Вам считaeтe, oт чeгo сeйчaс в пeрвую oчeрeдь нужнo иx зaщищaть?
– Я бы выдeлил прeждe всeгo инфoрмaциoнную угрoзу. В Интeрнeт-прoстрaнствe сeйчaс рaспрoстрaняeтся мaссa нeгaтивнoй, a зaчaстую и дeструктивнoй, инфoрмaции. Дeти вoвлeкaются в группы, кoтoрыe мoгут наделать врeд иx жизни и здoрoвью. Eсть и группы, которые вовлекают детей в принятие преступлений, например так называемые шоплифтеры. Шоплифтинг – сие когда дети заходят в магазин и похищают оттуда вещи, притом не ниже определенной стоимости – планка устанавливается в группе. Быть том, что ребенок зачастую не осознает, что его вовлекают в учинение преступления в реальной жизни и он может понести за сие уголовную ответственность. Это особенность психологии ребенка, который немедля растет в информационном пространстве, – получение каких-то бонусов в виртуальной жизни на него становится большей ценностью, нежели реальное общение.
Вторая заковырка – невнимание взрослых. Каждые весна-лето у нас начинаются с того, чисто средства массой информации сообщают о маленьких детях, выпавших изо окна. Обычно причина – открытые окна, оставленные взрослыми. Антимоскитная комарник создает у ребенка впечатление безопасности, он на нее опирается – и происходит затравленный случай. Мы через все возможные каналы сообщаем, в чем дело? нужно быть особо внимательными при наступлении тепла и знать толк в чем-нибудь, что эта сетка ребенка не удержит. Кстати, компании, которые занимаются вопросами установки современных окон, предлагают дополнительную услугу – сцепление, который не позволяет открыть окно настежь полностью. Да пока не все об этом задумываются, так почему надо напоминать.
Ну и третье, от чего нужно вступаться детей, – это, к сожалению, сами дети. Очень проницательно стоит такая проблема, как буллинг, то есть погоня и преследование группой детей одного ребенка или какой-так слабозащищенной группы. Проекты, направленные на профилактику этого явления, у нас в крае реализуются, а не носят пока массовый характер. В одном из муниципалитетов, идеже зафиксировали всплеск подростковой агрессии, педагоги-психологи прошли обучающие семинары объединение предотвращению буллинга. Травля в подростковой среде всегда имеет вторую сторону, и этой в обход выступают взрослые люди. В школе это невозможно без молчаливого согласия педагога. Должно, он и видит проблему, но не знает, как себя в подобный ситуации вести. Но если учитель не пресекает издевательства надо ребенком, он по сути дела негласно дает тревога, что это поведение социально одобряемо. Обучение педагогов позволило им обнять, что это за проблема, как ее предотвратить и в нежели здесь их роль.
ГЛАВНОЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ — Интерес И ДОВЕРИЕ
– В школе есть и другой извечный стычка. Ant. согласие – детей и учителей. Как Вы оцениваете эту ситуацию бери данный момент?
– Нельзя сказать, что спорность в образовательной среде возросла, просто об этом стали буровить чаще благодаря информационной открытости. Любой первоклассник может снять на карточку урок и одним нажатием пальца выложить в Интернет. Это и создает такое впечатление, что школа превратилась в поле боя: с одной стороны фронта находятся ученики, с непохожий – учителя. Проблемы конфликтов в школе были, есть и будут. Сие связано со взрослением детей, освоением ими новых социальных ролей.
– Только Уполномоченный по правам ребенка помогает урегулировать такие конфликты?
– Такие обращения (за)грызть. Я при рассмотрении конфликта между учеником-ребенком и взрослым необходимо быть посредником. Не оправдывать и не обвинять ни одну изо сторон конфликта. Конечно, есть ситуации, когда учитель в своем педагогическом рвении безлюдный (=малолюдный) совсем адекватно выбрал метод воздействия на ребенка. Да бывает и так, что ребенок провоцирует учителей на неправомерные поступки, потому что ему это интересно.
– Разве просто для развлечения?
– Приведу пример. В этом году в марте в торговых сетях Пермского края появилась жевательная жевательная резинка одной фирмы. Обычная вроде бы пачка жевательной резинки, а в середине написано: «Открой и начни игру», и дальше – получи и распишись каждой пластинке отдельно обертка, где дано определенное поручение. Задания носят абсолютно деструктивный характер. Например: «Залезь сверху самое высокое здание своего города, сделай сэлфи и отправь сие в Интернет». Или: «Если ты еще ни разу никак не подшучивал над учителем, сделай это в необычной форме, засними и выложи в Трубопровод». Эта жвачка распространялась в торговых сетях, любой был в состоянии ее купить. Тревогу забили родители, мне позвонили и сбросили фотографии. Наш брат подключили прокуратуру и Роспотребнадзор, и в течение 2–3 суток жвачка была изъята изо продажи. Но сам факт – то, что, ни дать ни взять видите, детей могут провоцировать на те или некоторые люди действия против учителей. Ребенок купил эту жвачку, прочитал сие задание. Ну разве не захочется ему стать героем, намыть дополнительное одобрение в Интернете?
– Государство прилагает постоянно усилия, чтобы предотвратить такие ситуации: на страже информационной безопасности стоят Роскомнадзор и остальные структуры. А что могут сделать родители?
– Вдалбливать детей жить в информационном современном обществе и критически относиться к информации, которую они получают с разных источников. Люди, которые придумывают такие проекты, чудно знают психологию подростков: у детей уровень критичности ниже и склонность манипуляциям гораздо выше, чем у взрослых людей, и есть неумер заработать авторитет.
– Как же с этим воевать?
– Самое главное – знать и понимать особенности психологического развития ребенка в отроческий период. Подросток в своем поведении старается максимально отдалиться ото своих родителей, хочет показать, что уже не нуждается в помощи и защите, однако это напускное. Параллельно с этим существует и другая потребность – реагировать себя принятым, понятым и получить защиту. И как раз вишь в этот сложный период очень многое зависит от мудрости родителей. Аспидски важны поддержка и понимание, а также распознавание сигналов, которые малолетка подает родителям. Например, ребенок всегда носил яркую открытую одежду. И неожиданно стиль его одежды кардинально меняется: он надевает до сей поры черное, полностью закрывает руки длинными рукавами. Такие изменения должны родителей никак не просто насторожить, а подвигнуть к определенным действиям. В подобных случаях стоило бы поговорить в спокойной обстановке по душам со своим когда пешком под стол ходил. Правильно выстроить диалог может помочь, например, детский сотник доверия, туда можно позвонить и посоветоваться по этому поводу с психологом. Около необходимости стоит прибегнуть к очной помощи специалистов-психологов. У нас в Перми, так, это Городской центр психолого-медико-социальной помощи дети, его отделение есть в каждом районе, головной офис находится бери Комсомольском проспекте, 85. Консультации даются не только детьми, но и родителям, проводятся программы о семейной психотерапии, потому что-что есть ситуации, когда требуется восстановление детско-родительских отношений и коптеть отдельно с ребенком или родителями невозможно. Все специалисты дают Водан совет: самое главное – максимальное внимание к ребенку и спасение контакта. Любое увеличение дистанции, и тем более конфликт, может обусловить к печальным последствиям. В прошлом году почти 1000 детей у нас в крае были объявлены в разыскивание как ушедшие из дома. Основной причиной стал не больше и не меньше конфликт с родителями, недопонимание внутри семьи.
НЕ МОЛЧИТЕ, Ежели ВИДИТЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
– А к Уполномоченному по правам ребенка могут употребить сами дети?
– Да. В прошлом году к нам поступило 102 обращения с детей. Ребенок может обратиться к нам за помощью, в томишко числе и при конфликте с родителями, усыновителями, сверстниками или учителями. Спирт может сделать это и анонимно, мы обязаны реагировать получи и распишись любой запрос. Впрочем, пока что от детей поступает с прицепом обращений, связанных с консультациями по тем или иным вопросам, чем с вопросами о нарушениях прав ребенка.
– Насколько в общих чертах дети сейчас осведомлены о своих правах?
– Булькать о том, что они хорошо знают свои права, я бы безвыгодный стал. Например, у нас в крае в 2014 году проводился обществоведческий опрос, где как раз выясняли уровень правовой культуры детей. Опрашивали старшеклассников с 8-го точно по 11-й класс. Он показал, что детей чаще информируют об их обязанностях, чем о правах. То есть когда в этой анкете задавался всенародный вопрос: «Перечислите свои права», а потом: «Перечислите близкие обязанности», дети традиционно писали про три компетенция, которые они хорошо знают, – это право получи и распишись образование, право на отдых и право на труд. А реестр перечисленных ими обязанностей был гораздо больше.
– Думаем, и про многих взрослых тема обязанностей ребенка не очень прозрачна. Давайте внесем в нее вразумительность. Какие обязанности существуют у детей по закону?
– Юридические дело связаны с теми или иными социальными ролями ребенка. Иначе) будет то он школьник, то обязан добросовестно учиться, посещать школу, реализовывать устав школы, подчиняться законным требованиям сотрудников школы. Разве он пассажир общественного транспорта, то обязан оплатить специфический проезд, соблюдать правила проезда. Обязанность бережно принадлежать к природе на детей распространяется так же, как и в взрослых. И обязанность платить налоги, если они вступают в трудовые взаимоотношения, получают доход. И есть еще моральные обязанности, они возникают в рамках того уклада, кто сложился в семье.
– А что может сделать возросший, который видит, что в отношении ребенка нарушается закон? Перейти к Уполномоченному?
– Самое главное – обратиться в кому только не лень надзорный орган вообще, в полицию, в прокуратуру или к Уполномоченному ровно по правам ребенка – не важно. Наше отличие с других органов власти в том, что мы любую, в томик числе анонимную, информацию, которая нам поступает, принимаем в работу и регистрируем. А иначе) будет то это ситуация, которая действительно угрожает жизни и здоровью детей, в обязательном порядке организуется поверка.